Presscenter.kz,
Одним из самых знаменательных событий этой недели стало появление в рядах казахстанских СМИ еще одного издания – газеты «Караван». Тем, кто не понял, объясняем еще раз: теперь в Казахстане есть два «Каравана». Один старый, а другой – новый. Причем в выходных данных первого номера нового «Каравана» от 10 августа указано, что газета поставлена на учет Министерством культуры и информации 13 июля этого года.
Галина ДЫРДИНА, Республика
Первый номер нового «Каравана» открывает интервью его главного редактора, бывшего пресс-секретаря президента Назарбаева Жаная ОМАРОВА, который к тому же возглавляет предприятие-собственник издания – ТОО «Агентство Kazakhstan today». В интервью главный редактор нового «Каравана» сообщает, что старый «Караван» никто не закрывал и не преследовал, как и компанию, являющуюся учредителем газеты. Таким образом, юридически и газета, и учредитель существуют и имеют все возможности продолжать свою прежнюю деятельность. То есть им самим решать – оставаться или нет на медийном рынке. Что же касается «одноименности» обоих изданий (старого и нового), то г-н Омаров полагает, что «это преемственность в нормальном смысле. Никому не воспрещается работать в аналогичном формате, на ту же аудиторию, с той же тематической направленностью».
Закон – что дышло?
Несколько усомнившись в верности процитированного выше тезиса главного редактора новой газеты, мы обратились к юристу Сергею УТКИНУ, задав ему всего два вопроса. Первый – может ли Министерство культуры и информации поставить на учет еще одну газету «Караван», если издание с таким названием уже существует? И второй, вытекающий из первого, – если может, значит, мы тоже имеем право зарегистрировать еще пару-тройку «Республик»?
Но г-н Уткин не дал нам помечтать, а открыл Закон «О СМИ» и сказал:
- На самом деле статья 10 Закона РК «О СМИ» однозначно говорит о том, что уполномоченный орган отказывает в постановке на учет печатного средства массовой информации (газеты), если ранее уже было выдано свидетельство о постановке на учет СМИ с тем же названием и распространением на той же территории.
Следовательно, в случае с «Караваном», судя по всему, Министерство информации прямо и открыто нарушило закон, а прокуратура спит и не видит данного нарушения. Министерство информации вновь открыто демонстрирует, что закон для них – дышло, и применяет оно его как хочет, в зависимости от политической надобности. Прокуратура тоже реагирует (или не реагирует) на нарушения закона – в зависимости все от той же политической ситуации.
В общем, если власти срочно понадобилось открыть новый «Караван», то кто тут будет заморачиваться с каким-то законом? Закон должны исполнять только по-настоящему независимые СМИ, а не те, видимо, которые возглавляют бывшие пресс-секретари президента и которые курируются лично самим министром ЕРТЫСБАЕВЫМ.
«Мы будем защищать свои права»
А как оценивают ситуацию с «Караванами» владельцы «старой» газеты? Мы попросили поделиться своим мнением издателя (теперь уже, видимо, бывшего) Андрея ШУХОВА.
Андрей, что Вы думаете по поводу выхода в свет еще одного «Каравана»?
- Я думаю, что это то же самое, как если бы вы, например, пришли к себе домой и обнаружили, что там сидит какой-нибудь, образно выражаясь, козел и объясняет куче своих друзей и родственников, что по договоренности с домоуправом он подобрал ключи и теперь тут будет жить, потому что прежний хозяин был человеком порочным, слушал джаз и постоянно ездил по заграницам. И вот, наконец, с этим безобразием покончено, теперь все будет очень патриотично, никакого джаза, а только правильная народная музыка. То, что произошло с нашим издательским домом, – такое же беззаконие и правовой абсурд.
Как известно, Вы были одним из собственников и газеты «Караван», и агентства Kazakhstan today. Вы по-прежнему сохраняете этот статус? Если да, то Вы, наверное, в курсе, каким образом ваше (я имею в виду всех «старых» собственников) агентство стало новым собственником не вашей газеты?
- Сначала нам предложили все отдать, переписать бизнес на новых владельцев. Как в начале девяностых – приходили бандиты и объясняли, что лучше вам во избежание крупных неприятностей отдать, скажем, свечной заводик. Теперь этим благородным делом у нас занимается государство. Когда мы отказались, они зарегистрировали ТОО «Казахстан Тудэй» (торговый знак принадлежит нам лет пятнадцать) и начали издавать «новый» «Караван» (торговый знак принадлежит нам с 1999 года).
Новый редактор нового «Каравана» утверждает, что прежний «Караван» никто не закрывал и не преследовал, «равно как и его компанию-учредителя». А что Вы думаете по этому поводу? И почему прежний «Караван» не выходит, хотя имеет возможности для продолжения своей деятельности, как говорит г-н ОМАРОВ?
- Не собираюсь комментировать вранье этого деятеля. Если следовать его логике, мы сами вдруг ни с того ни с сего свернули очень прибыльный бизнес и устроили себе все эти проблемы. Каким идиотом надо быть, чтобы вытворить такое – или хотя бы поверить в такую версию?
А что случилось с информагентством? Вы («старые» собственники) передали его новым хозяевам?
- Ничего мы никому, естественно, не передавали. Агентство просто захватили (осуществлял операцию персонаж из органов по фамилии Иванов), и теперь оно рассказывает всему свету о том, как чудесно идет предвыборная кампания.
На самом ли деле вопрос существования вашего (речь опять-таки о «старых» собствен-никах) «Каравана» и вашего информационного агентства на медийном рынке зависит от вашего решения?
- Вот что произошло. Безо всякого судебного решения у нас экспроприировали (или, как это называл министр Ертысбаев, национализировали) издательский дом, две типографии, агентство, интернет-компанию, сеть распространения, транспорт, здания, на наши деньги накупили себе новой техники, бездарно все промотали – и вот теперь, на руинах вчера еще динамично развивавшегося бизнеса они разводят руками и говорят: мол, все зависит от них самих. Я не знаю, чего тут больше – то ли цинизма, то ли идиотизма.
А как лично Вы относитесь к тому, что на медийном рынке страны появилась газета с тем же названием, что и ваша? Вы – за преемственность?
- Мне кажется, это все равно как прийти, например, в «Луи Вуиттон» и спросить, как они там относятся к тому, что какая-нибудь сычуаньская артель наладила поточное производство их чемоданов. Плохо относятся. И мы тоже плохо относимся к ворам, укравшим наш бизнес, и хотим им передать, что они еще не до конца себе представляют, в какое дерьмо они вляпались.
Комментируя ситуацию с «Караваном», юристы отмечают, что постановка на учет газеты со сходным названием есть нарушение закона о СМИ. Вы уже довольно долго живете на Западе и наверняка знаете, как там разрешаются подобные «неувязки». Намерены ли Вы каким-то образом отстаивать свои права, защищать свое имущество?
- Вероятность возникновения таких «неувязок» на Западе примерно такая же, как вероятность проведения каннибальского пира на площади перед ратушей. То есть нулевая. Права собственника – это священный столп западной правовой системы. Ничего подобного здесь просто не может произойти.
Разумеется, мы будем защищать наши права – и имущественные, и интеллектуальные, в полном их объеме. Европейские акционеры нашего холдинга уже начали судебные процедуры.
В деле с национализацией телекомпании «КТК», например, юристы ориентируются на прецедент с чешской телекомпанией «НОВА», реальным собственникам которого чешское правительство в итоге компенсировало убытки и упущенные выгоды. Адвокатская контора, добившаяся такого судебного решения, работает теперь на наших акционеров. Так что воры еще много раз пожалеют о своей затее.
Тамара КАЛЕЕВА: «Второй «Караван» регистрировать было НЕЛЬЗЯ!»
Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» уже включил историю со старым-новым «Караваном» в свой мониторинг. И сегодня президент фонда Тамара КАЛЕЕВА отвечает на наши вопросы по поводу этой непростой ситуации.
Тамара Мисхадовна, каково Ваше мнение о том, что сейчас происходит с «Караваном», или, точнее, с «Караванами»?
- Все происходящее я могу охарактеризовать только как откровенное нарушение законодательства. В Законе «О СМИ» совершенно четко говорится, что нельзя регистрировать издание, если его название повторяет или совпадает до степени смешения с названием уже действующего издания, с той же тематикой, с распространением на той же территории.
Конечно же, второй «Караван» по закону регистрировать было НЕЛЬЗЯ! И ни о какой преемственности тут говорить не приходится, поскольку старый «Караван» официально не закрыт. Собственник этой газеты никому не передавал никаких прав на ее издание.
Каким образом, по Вашему мнению, такого рода вмешательство извне может сказаться на настроениях в журналистском сообществе в целом?
- Вообще в целом такого рода действия подрывают веру в торжество закона у людей. Это свидетельство того, что наша власть может сама нарушать закон, руководствуясь какой-то политической или любой иной целесообразностью.
Что же касается конкретно журналистов, то, безусловно, подобное обращение наносит страшный удар по их чувству собственного достоинства, наносит огромный урон их отношению к своей профессии как ремеслу достойному, престижному, важному и нужному.
Но самое ужасное в том, что все это повышает уровень цинизма в журналистской среде, который и без того высок. К сожалению, наша профессия и без того дает немало поводов для того, чтобы разочароваться в людях, во власти, в силе закона, в незыблемости прав человека и т.д. Кто-то из журналистов начинает бороться за свои права и восстановление справедливости, но таких единицы, а в основном люди ломаются, становятся циниками. Они работают, исходя из того, что для них важнее зарабатывать на кусок хлеба, а не являться выразителями интересов общества, как того требует профессия журналиста.
На этом фоне грош цена всем рассуждениям нашего министра информации г-на Ертысбаева о журналистской этике и о Кодексе журналистов, когда само министерство пошло на прямое нарушение закона!