БЕДА, КОГДА ВЛАСТЬ НЕ СЛЫШИТ ПРЕССУ!
31 мая, 2007 - 05:33
БЕДА, КОГДА ВЛАСТЬ НЕ СЛЫШИТ ПРЕССУ!
Автор: Администратор
622

Presscenter.kz,



По мнению Олега ПОПЦОВА, пресса должна открывать глаза власти, и власть должна быть в этом заинтересована

Розлана ТАУКИНА, "С пером и шпагой"

Олег ПОПЦОВ – личность для прессы легендарная. Именно он создавал первое движение «зеленых» в СССР, был одним из создателей государственного телевидения России и независимого канала ТВЦ. Именно он посоветовал в свое время Ельцину не закрывать программу «Куклы», в которой сатира на президента была очень острой, а смеяться вместе со зрителями, дать свободу прессе, стать другом и защитником журналистов. 

Попцов написал 14 книг, среди которых не только публицистика, но и повести, и романы. Две из них стали бестселлерами – «Хроника времен царя Бориса» и «Тревожные сны царской свиты». Президент Евразийской академии телевидения и радио Олег Попцов удостоен национальной премии имени Петра Великого и звания «Лучший менеджер России в сфере СМИ». На недавнем медиафоруме нам удалось с ним пообщаться. 

Олег Максимович, должен ли существовать антагонизм между прессой и властью?

- Мы уже пережили тот период, когда власть считала, что она знает, что нам надо читать, она знает, что нам надо слушать, она знает, что нам надо смотреть. Это был советский коммунистический период. 

Я еще в тот период сформулировал свою позицию и могу повторить сейчас: если власть избрана народом и живет за счет народа, то должна уметь становиться в общую очередь, сидеть в общем зале, а не в VIP-зале. И тогда ей станет понятно, как живет народ. Власть не должна думать, что ее будут обслуживать или что кто-то ей чем-то должен.
Есть принципиальные вещи, о которых я хочу сказать. Вы знаете, что такое открытое общество? Демократия – это концепция создания открытой политики, когда власть все знает о собственном народе, а народ все знает о своей власти! Это политика взаимоуважения. И когда власть придерживается этой политики, то, когда власть сменяется, уважение к ней остается. И к власти как таковой уважение сохраняется. А когда у нас придерживаются прямо противоположной точки зрения, то мы видим обратный результат. 
Власть думает о прессе, что она не должна слишком много знать. Потому что власть считает, что ему, народу, знать слишком много незачем или не положено. Они нам говорят: «Не надо об это писать, это наносит вред государству!» Например, не надо сейчас писать об Устинове, потому что это было так давно. «Год назад тоже не надо было писать, а теперь тем более не надо, потому что об этом лучше сейчас не говорить…»
Если это будет так продолжаться, то мы никогда не научимся понимать собственные ошибки и ошибки, которые совершила власть.

Нужна ли пресса, которая не оппонирует власти, не критикует ее?

- Если пресса ставит перед собой задачу «долбать власть», то такая пресса не нужна. Пресса должна помогать власти, открывать ей глаза. Чтобы власть видела и слышала. А бывает, когда власть заявляет, что ей не нужна пресса, она сама, мол, все знает. Потом это приводит к трагедиям … Это беда, когда власть не слышит прессу!

А когда министр информации не слышит прессу?

-Я послушал вашего министра и хочу сказать, что он очень толковый мужик. У него есть широта воззрений, и пресса должна радоваться этому. Он не будет петь в общем хоре, он всегда будет иметь свой взгляд, свое мнение и свое решение. Я всегда министру Полторанину говорил: «Ты должен определиться, кто ты: полпред правительства в СМИ или полпред СМИ в правительстве». Ваш министр будет иметь успех, если будет полпредом СМИ в правительстве. Это будет тяжело, но только тогда он будет успешен.

Миссия министров Казахстана – охранять действующую власть. Бывает ли по-иному?

- Понимаете, ваш Назарбаев делает очень много значительного. И даже оппозиция должна признать, что Казахстан сделал громадный рывок от всех стран СНГ. Неприятно кому-то, но факт. Ведь даже ваша умная оппозиция не всегда уверена, что сможет повторить такие темпы развития страны, сделать столько реформ и не довести народ до восстаний и войн, когда окажется у власти! Поэтому она у вас такая выдержанная. Да, ваш Назарбаев авторитарен, все у него есть, но он старается для страны…

Вы знаете, что у Назарбаева было прекрасное будущее при советской власти? Он должен был стать премьером, но не случилось… Но всегда надо выбирать из двух зол меньшее: кто вам сейчас больше нужен – умный, не лишенный авторитаризма лидер или несамостоятельный псевдодемократ? Ваши избиратели выбрали первое.

Мы не уверены, что рассматривались альтернативные варианты…

– В этом есть некий драматизм. Авторитаризм создает жесткий исполнительный аппарат, но он уничтожает лидеров. Он не создает плеяду людей, готовых самостоятельно мыслить. И когда авторитаризм рушится, некому подхватить его знамя. Нет людей на смену авторитарному вождю, он всех загубил вокруг себя. Он всегда говорил: «Сиди, сиди, не высовывайся, Папа говорит!» И все вокруг говорили, что ему нет замены!

Главным аргументом оппозиции является отсутствие механизма сменяемости власти. Разве это не правильно?

-То, что ваша оппозиция аргументирует тем, что в стране нет механизма сменяемости власти, это правильно. Власть должна меняться, это понимал даже товарищ Сталин. Он не относил это к себе, но он всех первых секретарей после 10 лет работы на одном месте регулярно переводил в разные республики, области или отрасли, менял местами, потому что понимал, что за долгие годы они обрастают связями и кланами. Он постоянно следил за своими кадрами и всех менял, кроме себя. К себе он это не относил.

Но какой же, на ваш взгляд, должна быть при авторитарном режиме пресса?

- А пресса должна быть прессой. И правду Правдой делает не перечисление фактов, а их истолкование. Надо всегда все факты очень умно истолковывать, надо быть хитрым. Надо говорить, чтобы было сказано хорошо, и бить в колокола о том, что вас что-то беспокоит. Главное – понять, что именно беспокоит. И трубить об этом власти, открывать ей глаза, заставлять объяснять свои действия.