ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ИЗ САМОГО ЦЕНТРА ЕВРОПЫ
23 ноября, 2006 - 13:16
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ИЗ САМОГО ЦЕНТРА ЕВРОПЫ
Автор: Администратор
734

Presscenter.kz,



В конце октября в столице Бельгийского королевства проходил семинар media twinning (обмен опытом) по линии ОБСЕ для журналистов из разных стран, где Казахстан представлял корреспондент газеты «Городская неделя» Евгения Бодрова. Представляем вниманию читателей ее путевые заметки о путешествии в столицу Европы. Именно так претенциозно именуют Брюссель бельгийцы.

Молодо-зелено

Все приглашенные журналисты должны собраться вместе на первом семинаре. Честно говоря, под «Семинаром для молодых журналистов» я подразумевала, что соберется эдакая студенческая группа примерно одного возраста. Но, как оказалось, понятие молодости у бельгийцев несколько отличается от нашего. Если в нашей стране журналист тридцати-тридцати пяти лет считается уже опытным профессионалом, то в западных странах это молодой специалист, который только начинает восхождение по карьерной лестнице. Так что группа собралась разновозрастная. ОБСЕ пригласило на семинар 15 стран-участниц, но вот по какому критерию проходил этот отбор и почему не пригласили Россию, для нас так и осталось загадкой. В Брюссель съехались представители практически всех бывших союзных республик и стран бывшей Югославии. 

Рай для независимости

«Residence Palace» - именно там нам и предстояло провести первую половину дня, где недавно открылся международный пресс-центр.

Бельгию заслуженно называют одной из самых демократических стран в мире. Свобода прессы здесь не обсуждается – она подкреплена статьей 25-ой бельгийской конституции «Пресса свободна, нельзя устанавливать цензуру». На недостаток свободы слова журналисты не жалуются, но это совсем не значит, что здесь нет проблем. Основная проблема Бельгии – это монополизированные СМИ. Во Фландрии (часть Бельгии) все средства массовой информации находятся в руках четырех владельцев, причем количество монополистов постепенно сокращается. Это отражается на постоянно меняющихся концепциях газет. К примеру, медиагруппа «Press group» владеет консервативной газетой «Morgen», а со следующего года медиамагнаты приобретают еще и либеральную газету «Last the news» и объединяют в одно оба этих издания, отчего, конечно же, либеральная газета попросту потеряет свой статус и перестанет существовать. Подобная ситуация характерна не только для Бельгии, то же самое творится и во Франции. 

И все же Бельгийское королевство даже с подобными проблемами все равно мне кажется просто раем, где гласность и демократия – не просто пустые слова. Судите сами, там есть закон, охраняющий источник информации, в связи с чем даже суд не вправе потребовать рассекретить его, за исключением случаев, связанных с терроризмом. А с 2005-го года в этой стране запрещено проводить обыски в помещениях редакций, где хранится непосредственно вся информация. 

При этом, конечно, это совсем не значит, что пишущая братия только и делает, что публикует на всех и вся компромат, не стесняясь в выражениях. Регулированием этических норм занимается «Совет журналистов», в составе которого шесть журналистов, шесть главных редакторов и шесть экспертов. Только они могут решить, соблюдена или нет этика в том или ином материале. 

Фонд короля

После «Residence Palace» нас повезли в музей Бельвю, что расположен в резиденции короля, но совсем не для экскурсии.

В этом музее с 1976-го года располагается независимый фонд короля, который составляет около 40 миллионов евро. Он спонсирует международные научные, здравоохранительные, образовательные и другие проекты. К примеру, сейчас фонд выделяет очень много различных грантов странам балканского полуострова, центральной Африки и Европы. А на следующий год представители фонда собираются посетить Азербайджан и начать переговоры о сотрудничестве. 

От писающего мальчика до писающей девочки

На этом официальная часть была закончена, а мы предоставлены сами себе, что нас не очень-то и огорчило. Дружной толпой мы отправились осматривать достопримечательности Брюсселя. Начали с места, где тусуется большинство туристов, с символа города – писающего мальчика. Кстати, я, как, наверное, и многие, не знала, почему вдруг у бельгийской столицы столь необычный символ. Оказывается, по легенде, когда-то этот мальчик спас Брюссель от пожара, за что ему поставили памятник. Хотя трудно представить, как он это сделал. То ли пожар был маленький, то ли мальчик выпил много пива… 

В противовес писающему мальчику в Брюсселе есть аналогичное сооружение, только женского пола. Правда, этот памятник жители постарались скрыть от глаз любопытных туристов, заточив за железную решетку и спрятав в отдаленном квартале. Найти туда дорогу очень сложно, а местные ни за что ее не покажут – видимо, все-таки стыдно за сей архитектурный экзерсис. Но журналисты - люди закаленные и всегда найдут то, что не предназначено для всеобщего обозрения. Признаюсь честно: скульптура не просто ужасна, она отвратительна.

Ну и, конечно же, мы не могли не побывать на самой знаменитой площади Брюсселя «Grand Place», окруженной со всех сторон громадными старинными готическими зданиями, где современность соседствует со стариной, библиотеки с ресторанами, и повсюду торгуют цветами. 

Национальные блюда

Вокруг «Grand Place» расположились десятки маленьких ресторанчиков. Хозяин каждого заведения, как правило, стоит на улице и сам зазывает гостей. Поскольку все эти рестораны расположены на одной улице, то конкуренция там огромная, каждый рекламирует свое заведение как может. Кто-то украшает витрину различными морепродуктами, кто-то делает большие скидки, кто-то предлагает бесплатное пиво, а кто-то разрешает курить в помещении. По закону в Бельгии можно курить только на улице или дома, так что не каждый бар или ресторан разрешает курить в обеденном зале. Ежегодно бельгийцы, как нам объяснили, тратили огромные деньги на покупку табачных изделий, и правительство не на шутку по этому поводу забеспокоилось, так что два года назад даже приняло антитабачный закон. 

Что касается национальной кухни Бельгии, то она состоит, прежде всего, из блюд с морепродуктами, вафель и, как это ни странно, картофеля фри. Только попробуйте где-нибудь сказать, что фри - американское или французское изобретение. Вас смерят таким уничижительным взглядом, что станет по-настоящему стыдно за свое заблуждение. Бельгийцы утверждают, картофель фри был придуман действительно французами, но на территории Бельгии, когда Франция оккупировала их страну, поэтому фри – “чисто” бельгийское блюдо. Вообще бельгийцы, как я заметила, очень много времени проводят в застольях. Завтрак ли, обед, ужин – все превращается в полуторачасовые дружеские посиделки. И не важно, что ты уже пообедал: на столе стоит чашка кофе, значит, общение можно продолжать. 

Две разные страны

Какой студент факультета журналистики не мечтает пройтись по коридорам печатных изданий, о которых он неоднократно слышал на лекциях по зарубежной журналистике?

В Бельгии два известных ежедневных таблоидных издания, которые извещают о событиях уже на протяжении девяноста лет: «De standaard» и «Le soir». Количество штатных корреспондентов в этих изданиях доходит до ста человек, внештатников и того больше. Вообще бельгийцы жалуются на качество журналистики: практически нет профессионалов. Молодых специалистов очень много, и на работу их не принимают, редакторов газет они больше устраивают как внештатники, так как оплачивать приходится только гонорары. Этот факт отрицательно сказывается на всей журналистике в целом. На одни гонорары ведь не проживешь, и в средствах массовой информации корреспонденты не задерживаются, максимум проработают около десяти лет, а потом ищут более высокооплачиваемую и стабильную работу. 

Обе эти газеты выходят на разных языках, и конкуренции между ними абсолютно никакой нет. Как говорят сами журналисты, мы работаем для двух разных стран, для двух разных наций: голландцев и французов. Тем не менее, эти издания очень похожи друг на друга. На полосах газет нет больших аналитических статей, только короткие информации и много фотографий. СМИ в Европе призваны информировать, а не влиять на общественное мнение, поэтому журналисты, как правило, сухо освещают события, читатель ведь не дурак – выводы сделает сам. 

Шопинг

После экскурсии мы всей группой отправились по магазинам, пока они еще не закрылись. Количество магазинов в Бельгии просто поражает воображение. В центре расположились бутики известных лейблов: Прада, Дольче Габана, Жана Поля Готье и других, где цены на одежду сопоставимы с автомобильными. Одна только сумочка стоит около двух тысяч евро. Самое интересное, что эту одежду бельгийцы себе не могут позволить купить. У них не так велики зарплаты. К примеру, обычный водитель такси зарабатывает в месяц около 1800 евро. Если из этой суммы вычесть налоги и коммунальные платежи, то чистыми остается около 800 евро. Вот и попробуй на них проживи. А редактор одной из известных газет получает 2500 евро – тоже не густо. Но бельгийцы не жалуются, считают, что живут достаточно неплохо. 

В старом городе расположились уже европейские марки «C&M», «H&M» и другие, где одевается основная часть населения. К моему удивлению, одежда оказалась значительно дешевле и качественнее, чем в наших магазинах. Надо ли говорить о том, что выбор вещей там просто огромен. Так что если надумаете предпринять шопинг и отдохнуть, совместите приятное с полезным. Поезжайте в Брюссель. 
За полчаса до закрытия магазинов покупателей предупреждают об этом по громкоговорителям. Ровно в шесть останавливаются эскалаторы и замолкает музыка – пора уходить. 

Усталые от беготни по магазинам и обрушившихся впечатлений, мы по сложившейся бельгийской традиции решаем завершить наш очередной вечер в Бельгии, в одном из пабов…