ТЕЛЕВИДЕНИЕ, КОТОРОМУ ДОВЕРЯЮТ
18 апреля, 2006 - 17:16
ТЕЛЕВИДЕНИЕ, КОТОРОМУ ДОВЕРЯЮТ
Автор: Администратор
882

Presscenter.kz,



Как работает общественное ТВ в Европе

30 сентября – 1 октября 2000 года в Санкт-Петербурге прошла представительная международная конференция «Общественное телерадиовещание для России: возможности и перспективы». Провела ее Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация «Гражданский контроль» при поддержке генерального консульства США в Санкт-Петербурге, Международного института прессы (IPI) и Балтийского медиацентра (BMC, Дания).

Мы предлагаем вниманию наших читателей выдержки из выступлений участников конференции, где они рассказывали о том, как функционирует общественное ТВ в европейских странах.

Эс-би-си швейцарцев устраивает

Опыт Швейцарии в области общественного вещания достаточно своеобразен, считает заместитель председателя экспертного совета по вещанию, бывший генеральный директор Швейцарской вещательной корпорации швейцарской телекомпании Антонио РИВА. Общественное вещание в Швейцарии никогда не было государственным или частным. 
- Эс-би-си – Швейцарская вещательная корпорация – была основана 69 лет назад. Первая лицензия на вещание была выдана федеральным правительством на основании закона о телекоммуникациях группе новаторов со всей страны, которые объединились для вещания программ, посвященных в основном событиям в Швейцарии. По просьбе правительства были учреждены советы, отражающие плюрализм, существующий в обществе, и финансируемые из средств обязательной абонентской платы. 
Правительство назначает временного председателя совета и некоторое количество членов совета, составляющих в нем меньшинство, так как политическое представительство в совете должно быть сбалансированным. Лица, назначаемые правительством, не подотчетны ему, а действуют независимо. И дело на самом деле так и обстоит. Правительство также одобряет кандидатуру генерального директора телерадиовещательной корпорации – он остается на этом посту до выхода на пенсию. Таким образом, за 70 лет у нас сменилось всего шесть директоров. 
В Швейцарии население 7 миллионов, и 2 миллиона 700 тысяч семей выплачивают абонентскую плату, которая составляет около 1% дохода на душу населения, то есть примерно стоимость газеты или стоимость половины чашки кофе. Общий доход Эс-би-си составляет около 22 миллиардов рублей. Это за производство и распространение программ. 70% – это абонентская плата, 30% – это размещение рекламы. 
В общем и целом, министры и администрация стараются не вмешиваться в программное наполнение. Если возникают какие-то вопросы, они могут обратиться в независимую комиссию по жалобам, и решение, которые выносит комиссия, может быть не обязательно в пользу правительства. 
В отношении частного вещания мы не наблюдаем систематического давления, хотя время от времени возникают конфликты, в основном по поводу критических программ, посвященных правам потребителей и политическим событиям. Но в целом можно сказать, что программы Эс-би-си в основном отвечают чаяниям и ожиданиям большинства людей, хотя и имеют более резкий настрой, нежели у основной части населения страны. 
Самое важное для общественного вещателя – это доверие аудитории, которая платит ему за услуги. Так обстоит дело у нас. По крайней мере, в последние десять лет были две инициативы по упразднению абонентской платы, но в ходе сбора подписей не было собрано достаточного количества для проведения референдума. Опросы показывают, что около 70% населения позитивно относятся к существующей системе вещания. 
Спокойно нынче в Датском королевстве 
В маленькой Дании, где проживают всего 5 миллионов человек, имеется две компании общественного вещания, которые на рынке телевидения занимают 74%, рассказал Симон ХОЛМБЕРГ, глава юридической службы ВМС (Дания). Общественные СМИ, по его словам, имеют очень большую поддержку в обществе, но не потому, что нет других СМИ, а потому, что люди хотят их смотреть и слушать. Система финансирования – классическая для общественного вещания. Одна компания финансируется из абонентской платы, размер которой назначается правительством на четырехлетний срок. При этом правительство обещает не изменять ее в течение четырех лет. Вторая компания получает 20% средств за счет абонентской платы, а 80% за счет рекламы. 
– Общественное вещание началось у нас примерно с 1925-26 года, и до сих пор все им довольны. Мы давно признаем, что оно должно быть независимым. Очень сильная поддержка общественному вещанию исходит от всего общества, от всех политических партий, от крайне правых до крайне левых. Несмотря на то что Дания многим кажется очень маленькой страной, у нас есть 8 отдельных региональных вещателей, а второй канал вещает вне столицы. Создавая такую систему, правительство признало, что важно не только то, что передается из Копенгагена, но и голос провинции. Имея второй канал, вещающий не из столицы, правительство может быть уверено, что мнения и взгляды людей в регионах будут услышаны. 

Телеканал гражданского согласия

Французская система телевидения вначале была системой государственного телевидения – так начал свой рассказ об истории создания общественного ТВ во Франции декан факультета журналистики Московского университета, профессор Ясен ЗАСУРСКИЙ. 
По его словам, эволюция отношения к телевидению началась после майских событий 1968 года, когда студенты хотели взять штурмом Эйфелеву башню и передатчики на ней. Их остановили другие левые силы, которые считали, что это могло привести к гражданской войне. Но французское правительство, которое возглавлял тогда еще генерал де Голль, задумалось над тем, что же надо сделать с телевидением, чтобы его рассматривали не как инструмент власти, а как инструмент информации, дискуссий и установления того, что называется консенсусом. 
В 1982 году было принято решение о создании аудиовизуального совета по массовой информации, а 30 сентября 1986 года был принят закон, где говорилось, что на этом самом телевидении гарантируется право выступлений всем политическим партиям и профсоюзным организациям, представляющим основные общественные тенденции и течения. Так был выдвинут новый подход к государственному телевидению как к телевидению, которое обслуживает все политические силы, весь политический спектр и всех французских граждан. 
Созданный тогда же Высший совет аудиовизуальных средств информации имел в основе представительство разных властей. В нем было девять человек (он и сейчас существует в этом виде): трех назначал президент, трех – национальное собрание (нижняя палата парламента), трех – сенат. Председателя назначал президент. 
Независимость этого совета была обеспечена тем, что ни один его член не мог быть ни министром, ни членом парламента, ни вообще заниматься какой-либо деятельностью, кроме как в этом совете. 
Совет избирается на шесть лет и потом полностью сменяется. 
Совет действует автономно и никто не может вмешиваться в его деятельность. Это является важным моментом – надо иметь людей, которые способны устоять против соблазна поддержать те или иные политические партии или силы. 
Во Франции существует плата за пользование телевидением и радио. Эта плата на каком-то этапе отменялась, она компенсировалась доходами от рекламы, которая не сразу, но была разрешена на телевидении и радио, и взносами из бюджета. Сейчас плата за телевидение составляет 800 франков в год, что соответствует примерно $120. Но там платят все, независимо от того, сколько у вас приемников, которые позволяют вам слушать радио и телевидение. 

Эта же организация выдает лицензии.

Такая структура французского телевидения позволяет ему быть разнообразным, удовлетворять все интересы французского населения на той территории, на которой вещает телевидение. И по закону оно не имеет права быть партийным или односторонним. Оно должно быть доступным для всех граждан. 
Эта концепция, в общем, сейчас восторжествовала во всем мире.