«ПОДОТЧЕТНА ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ!»
18 апреля, 2006 - 17:15
«ПОДОТЧЕТНА ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ!»
Автор: Администратор
920

Presscenter.kz,



Би-би-си стала образцом общественного ТВ во многих странах

Общественное вещание Великобритании имеет самую долгую историю, поскольку разработка его концепции была начата еще в 1920-е годы. Вскоре после начала в стране экспериментального вещания несколько частных компаний учредили Британскую вещательную компанию (Би-би-си) – коммерческое предприятие, осуществлявшее вещание из Лондона.

В 1925 году указом парламента был создан специальный комитет для определения дальнейшей политики в области радиовещания. Считая в равной степени нежелательными как государственную, так и частную монополию на новое средство информации, комитет предложил сохранить в стране единственный вещательный институт на основе Би-би-си, однако в корне изменить статус компании. В соответствии с рекомендациями комитета была проведена реорганизация Би-би-си, которая состояла в создании особой системы органов управления компанией и введения нового порядка финансирования ее деятельности. Эти механизмы были призваны обеспечить независимость компании и ее подотчетность “всему обществу”. Именно британская модель общественного вещания впоследствии в той или иной форме была воссоздана во многих странах мира.

1. Законодательство

Би-би-си действует на основе Королевской хартии, а также лицензии и соглашения, предоставляемых министром национального наследия Великобритании (до 1992 года это право принадлежало министру внутренних дел). Основным документом является хартия, в которой установлен юридический статус корпорации, перечислены ее основные права и обязанности, структура и порядок деятельности. Хартия подлежит регулярному возобновлению; срок действия сегодняшней хартии, выданной в 1996 году, истекает 31 декабря 2006 года.
Хартия определяет порядок управления Би-би-си, структуру и полномочия ее руководящих органов и порядок их формирования и ротации. Эти элементы подчинены основным целям и принципам осуществления деятельности корпорации. Би-би-си является исторически первым источником радио-, а позже телевизионных программ в Великобритании, поэтому на нее возложена обязанность обеспечить их доступность по возможности большей аудитории. Для этого государство гарантирует корпорации предоставление необходимого оборудования в собственность или аренду и выделение частот, позволяющих осуществлять национальное вещание как минимум по двум каналам. 
Соглашение с министром национального наследия определяет общие рамки взаимодействия корпорации с государством по поводу использования частот, в том числе возможность ограничения ее действий в условиях чрезвычайной ситуации. Хартия гарантирует полную редакторскую и профессиональную независимость “творческих” подразделений корпорации. 
Генеральный директор Би-би-си, являющийся одновременно главным редактором, отвечает за программную политику компании перед правлением. Оно, в свою очередь, является своего рода буферным органом между корпорацией и государством. Парламент не осуществляет постоянного надзора за деятельностью Би-би-си, в основном контролируя ее политику только при рассмотрении ежегодных отчетов.
Лицензия – основной документ, устанавливающий порядок деятельности Би-би-си как субъекта вещательной деятельности, лицензионные условия и требования к программам, обязательства компании. В ней, в частности, предусмотрено право министров правительства страны в определенных условиях запретить распространение какой-либо информации, если этого будут требовать интересы государства. К лицензионным требованиям относится необходимость соблюдения действующего законодательства и распоряжений правительства (министров).
Действующий в Великобритании Закон о вещании 1996 года относится в первую очередь к частным вещателям, устанавливая порядок создания и деятельности вещательных компаний, статус и полномочия Комиссии по независимому телевидению, порядок лицензирования и т.п. Однако общие требования к телевизионным программам, содержащиеся в нем, обязательны для соблюдения всеми вещателями. 

2. Финансирование

Корпорация является юридическим лицом (государственной корпорацией), вправе иметь в собственности любое имущество, при условии его использования в уставных целях. Деятельность корпорации финансируется из средств, собираемых в Великобритании в форме налога на телевизионный приемник (абонентской платы), составляющей сегодня 104 фунта стерлингов в год. Эти средства составляют около 76% всего финансирования Би-би-си.
В соответствии с хартией корпорация вправе заниматься предпринимательской деятельностью при условии использования прибыли для реализации своих уставных целей. Основными источниками прибыли являются продажа и распространение собственных программ, издательская деятельность. Кроме того, корпорация получает государственное финансирование на осуществление международного вещания (по линии МИД). В последнее десятилетие наблюдается снижение доли общественного финансирования (которое ранее достигало 85%), однако коммерческая деятельность до сих пор составляет незначительную часть доходов корпорации (около 16%). 
Би-би-си обязана ежегодно представлять в парламент ежегодный отчет о расходовании средств бюджета (объем и цели расходов). Королевская хартия фактически запрещает рекламу или спонсорство передач на каналах Би-би-си. Это отличает корпорацию от большинства действующих в Европе общественных вещателей, в программах которых ограниченный объем рекламы допускался или уже при их создании, или в процессе либерализации законодательства в последние два десятилетия на фоне экономических трудностей, возникавших у общественных телерадиокомпаний.

3. Управление

Распоряжение правами и выполнение обязанностей, возложенных на корпорацию, осуществляются советом управляющих (правлением) Би-би-си. Правление состоит из 12 членов, один из которых является председателем, другой – вице-председателем, а еще три – национальными управляющими для Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, назначаемыми в правление по представлению правительства. Состав правления назначается королевой.
Срок полномочий управляющих составляет пять лет. 
Полномочия управляющих прекращаются досрочно по их заявлению или распоряжению королевы, а также в случае возникновения конфликта интересов (в случае занятия иной должности, участия в определенных сделках, “противоречащих интересам корпорации”) или самоустранения от работы на срок более трех месяцев. 
Правление назначает генерального директора Би-би-си, который является главным исполнительным лицом компании и одновременно главным редактором, а затем совместно с ним назначает иных руководителей. На ежемесячных заседаниях правление заслушивает их отчеты о выполнении программы деятельности Би-би-си. 
Правление обязано осуществлять руководство компанией в интересах общества и в соответствии с положениями Королевской хартии, лицензии и иных нормативных актов, а также поддерживать высокий уровень программ, которого требует от Би-би-си статус национального вещателя. Генеральный директор осуществляет регулярный контроль за деятельностью всех подразделений компании и представляет ежегодный отчет правлению.
При Би-би-си существует также ряд совещательных органов – общественных советов в различных регионах, состоящих из представителей зрителей и слушателей. Они взаимодействуют с правлением компании, что позволяет адекватно отражать интересы аудитории и своевременно реагировать на ее претензии. Структура и состав их определяются положениями Королевской хартии. 
Национальные советы по телерадиовещанию создаются в каждом регионе Соединенного Королевства, чтобы “с учетом культуры, языка и интересов народа”, живущего в регионе, контролировать программную политику Би-би-си и давать корпорации советы по ее совершенствованию. В них состоят по 8-12 членов, назначаемых корпорацией на 5 лет. Деятельность региональных советов координируется Генеральным консультативным советом, состоящим из “такого количества членов, которое может быть определено корпорацией с тем, чтобы придать совету широкий представительский характер”.

4. Программная политика

В структуре Би-би-си существуют несколько подразделений, отвечающих за подготовку передач различных направлений: информационных, образовательных, детских и художественных, спортивных. Общее управление телевизионным и радиовещанием Би-би-си осуществляют соответственно отдел телевидения и отдел радио и музыкальных программ.
Обязанности Би-би-си в отношении содержания программ установлены лицензией компании. Некоторые из них конкретизированы (обязанность передавать ежедневный беспристрастный информационный отчет о работе парламента, обязанность передавать по просьбе любого министра официальные сообщения) и реализованы компанией путем включения в сетку вещания регулярных информационных программ. Основное требование к работе Би-би-си – беспристрастность и сбалансированность в подаче информации, а также подготовка программ с расчетом на вкусы и интересы всех слоев аудитории. В результате компания вырабатывает “универсальную” концепцию вещания.
Би-би-си осуществляет эфирное вещание по двум общенациональным каналам: Би-би-си-1 и Би-би-си-2. При определении их программной политики руководство корпорации исходит из необходимости удовлетворить интересы всех слоев аудитории и в то же время уделить внимание программам такого содержания, которые не будут в достаточном объеме представлены коммерческими вещателями. К ним относятся, с одной стороны, программы для наименее “платежеспособных” слоев аудитории: детей и подростков, пенсионеров и т.д., с другой – качественные программы, производство которых требует значительных финансовых и творческих затрат. В целом доля образовательных, детских, религиозных программ Би-би-си составляет около 28%, спортивных – 12%, развлекательных передач и телепостановок – всего 31%, что является одним из самых низких показателей среди европейских общественных вещателей.
Первый канал – Би-би-си-1 предназначен для “семейной” аудитории, предлагая “универсальную” программную концепцию. Планирование сетки вещания ведется путем разбивки эфирного дня на отрезки, каждый из которых имеет собственного зрителя. У утреннего эфира информационно-развлекательное наполнение, дневной включает программы для детей и домохозяек, вечерний предназначен для семейного просмотра. 
Канал Би-би-си-2 имеет более узкую аудиторию, поскольку в его программу включаются художественные и культурные передачи, рассчитанные, например, на “альтернативные” интересы в сфере музыки и кино, художественные фильмы (кроме популярных сериалов), образовательные программы, в том числе предназначенные для дистанционного получения образования. 
Доли аудитории двух каналов составляют примерно 30% и 10%. Аналогичный метод используется при составлении сетки вещания радио Би-би-си. Компания распространяет пять радиоканалов: “Рэйдио-1” посвящен популярной музыке, “Рэйдио-2” – музыкально-развлекательный, “Рэйдио-3” – канал классической музыки, “Рэйдио-4” – информационно-аналитические, публицистические программы, “Рэйдио-5 Лайф” – информационно-спортивный канал. Такой принцип формирования программной концепции считается одним из достижений Би-би-си, позволяющих компании реализовывать основную задачу телевидения как общественной службы – служить интересам общества, которое финансирует ее деятельность.
Значительное внимание уделяется подготовке информационных программ: для них особо разрабатывается сетка вещания и программная политика, предусматривающая соответствие требованиям хартии и лицензии (в части, касающейся распространения официальных сообщений), а также задаче наиболее полного информирования общества о положении в стране. Особое внимание уделяется освещению событий во всех национальных регионах Соединенного Королевства. Доля информационного вещания составляет 40% передач Би-би-си.
Другой элемент политики общественного вещателя Великобритании – принцип беспристрастности и баланса различных точек зрения в содержании программ. Лицензия предписывает компании Би-би-си воздерживаться от выражения собственного мнения в программах, не выражать поддержку определенной политической линии и по возможности представлять максимальное число точек зрения на рассматриваемые проблемы. Эти принципы-требования к содержанию передач закреплены в целом ряде ведомственных “руководств” по подготовке программ Би-би-си. Специальные службы компании контролируют его исполнение, выборочно отслеживая содержание вещания и рассматривая поступающие жалобы зрителей, при необходимости вырабатывают соответствующие рекомендации. 
Административных методов корректировки программной политики компании государственными органами практически не существует. На компанию не возложена прямая обязанность соблюдать “количественный” баланс (формальное равенство по времени освещения различных точек зрения) в силу его нецелесообразности и невозможности исполнения. Исключение составляет период избирательных компаний.
Деятельность компании может быть обжалована в Комиссию по стандартам вещания, рассматривающую жалобы на предвзятость (в первую очередь политико-идеологическую) в программах и нарушение установленных стандартов вещания (хорошего вкуса, пристойности, защиты тайны частной жизни, чести и достоинства человека и т.д.). В этой части деятельность компании подпадает под общие требования законодательства к содержанию программ. Часть бюджетных средств Би-би-си, перечисляемая в государственный бюджет в качестве налоговых платежей, отчисляется на финансирование данного органа.

5. Место в системе вещания

В компании Би-би-си существует специальное структурное подразделение для определения ее рейтинга по сравнению с другими вещателями. В настоящее время на территории Великобритании наиболее значимы четыре национальных телеканала – два канала Би-би-си, “Третий канал” (Ай-ти-ви – коммерческое Независимое телевидение) и “Четвертый канал”. Два последних – частные программы, однако, как и каналы Би-би-си, делятся по целевой аудитории: “Третий канал” рассчитан на массового зрителя, Четвертый предлагает “альтернативные” программы, образовательные передачи, художественные фильмы и т.д. 
Программы Ай-ти-ви – популярные сериалы, развлекательные шоу – собирают, как правило, большую аудиторию, чем “массовый” канал Би-би-си, хотя разница незначительна – соответственно 30% и 28%. Популярность “элитарного” канала Би-би-си-2 несколько выше, чем у “Четвертого канала” (11% и 10% аудитории). Таким образом, в настоящее время рыночные позиции частного и общественного вещания в Великобритании примерно равны. 
Несмотря на то что в последние годы наблюдается медленное снижение популярности как первого канала Би-би-си, так и “Третьего канала” (программ с “универсальной” программной концепцией), при стабильности аудитории Би-би-си-2 и росте популярности иных источников информации, позиции традиционного вещания очень сильны. Считается, что это результат государственной политики, “провоцировавшей” конкуренцию частного и общественного вещания, которая заставляла обе стороны искать собственные средства завоевания аудитории. 
Частное телевидение Великобритании поддержвает высокое качество программ, чтобы они могли конкурировать с передачами Би-би-си. В свою очередь Би-би-си должна постоянно корректировать и совершенствовать сетку вещания с учетом последних изменений интересов аудитории, поскольку в противном случае зрители обратятся к другим, более оперативным или “современным” источникам.