Таипов Ренат, «Кто ответит за опыты над детьми?»
10 октября, 2012 - 06:43
Таипов Ренат, «Кто ответит за опыты над детьми?»
Автор: Администратор
1405

Кто ответит за опыты над детьми?



Таипов Ренат,



На протяжении 2-х лет над актюбинскими школьниками проводят эксперименты. Учителей под угрозой увольнения заставляют применять технологию Вассермана. Из подростков готовят «стукачей», в чем признаются как педагоги, так и сами дети. Родители же учеников просят помощи и боятся ответственности.

«Нам, родителям, хочется кричать, что наши дети - не животные! Прекратите издевательства и освободите нас от всяких аферистов, которые не имеют ни малейшего представления о преподавании в школе! Кто будет отвечать за то, во что выльется этот эксперимент? Ведь уже и сейчас понятно, что положительного результата не будет. Развалив среднюю школу, на образовании в РК можно будет поставить жирный крест, потому что высшая школа - уже развалена. Что произойдет в будущем с нашим обществом - страшно подумать. Поэтому - ПОМОГИТЕ!!!». Такова выдержка из письма, присланного по электронной почте в нашу редакцию. Написано оно было родителями учащихся 51-й гимназии, в которой вот уже второй год внедряется новая педагогическая методика с мудреным названием «Биоинформатика и синергетика» (сокращенно – «БиС»).
О последствиях применения в школах города системы, разработанной педагогом-новатором Федором Вассерманом, мы неоднократно рассказывали на страницах нашей газеты. Итак, напомним.
Технология «БиС» предполагает ведение уроков по заранее заготовленным алгоритмам. То есть, каждому ученику выдается лист со схемой пошагового освоения изучаемого материала. Каждый день перед вторым или третьим уроком проводятся разминки, цели которых обозначены благие – развитие словарного запаса, логического мышления и устного счета. В воспитательном плане методика Вассермана обходится лишь созданием системы ученического самоуправления: избираются президент школы, президенты классов, министры. Каждый сведущий в педагогике человек, думаю, согласится, что ничего качественно нового Федор Вассерман не предлагает. И, казалось бы, никакой опасности названные приемы нести не могут. Ан, нет! Практика обнажила ее недостатки уже в первый год применения. Об этом нам сообщили учителя трех городских школ, вступивших с 2009 года в эксперимент. Последствия применения технологии «БиС» они ощутили первыми – их права школьная администрация нарушала «напропалую».
- В сентябре 2009 года в принудительном порядке администрация нас заставила вести уроки по данной системе, - говорит Елена, учитель математики. - Согласно этой методике на изучение любой темы отводится 3 часа. В итоге, в первом полугодии многие учителя, отстали от программы. Кто-то на 35 уроков, а некоторые и того больше – на 52 часа. Это ведь нарушение государственных стандартов! Во втором полугодии пришлось по всем темам галопом гнать. О каком качестве тут можно вообще вести речь? На вопрос, что делать с неуспевающими детьми, ? администрация отвечала: «Вы их просто не трогайте, позднее само собой все наладится». Что это за ответ?
Учитель другой подопытной школы рассказала о мерах воздействия, оказываемых на педагогов со стороны завучей и директора:
- Завучи нам заявляют, что все мы рано или поздно данной методикой займемся, поэтому лучше начать осваивать ее раньше. Угрожают, что часы на следующий год раздадут только тем учителям, которые будут заняты в эксперименте. В общем, находят, как воздействовать. Все молчат, а в кулуарах, естественно, возмущаются.
В гимназии №51, также вступившей в эксперимент еще в 2009 году, произвол, чинимый директором, достиг немыслимых пределов.
- От нас, учителей, до ухода в очередной отпуск потребовали выплатить Вассерману аванс в размере 1,5 миллиона тенге, - заверяет Карлыгаш, учитель казахского языка. - С этой целью решено было собрать с каждого учителя по 15 тысяч тенге. У нас 100 учителей работают, вот и должна была выйти требуемая сумма. Педагоги эти деньги сдавать, естественно, отказались. Было принято новое решение - выплачивать частями, по 3 - 5 тысяч тенге. Но и эту сумму отдать никто не согласился.
Завучам, выступавшим против технологии, пригрозили: «Либо вы пишете заявление об увольнении, либо вам испортят трудовую книжку - уволят по статье». За угрозами, как объяснили обратившиеся в редакцию женщины, не преминули последовать реальные действия.
- Завуча по учебно-воспитательной работе обвинили в совращении малолетних, - рассказывает Гульшат, учитель истории. - После беседы с директором завучу стало плохо, с высочайшим давлением ее увезла скорая помощь. В себя женщина приходила 2-3 недели. Завуча отстранили от занимаемой должности. После выздоровления она обратилась в школьный профком. На следующий же день председатель профкома был смещен.
Затем учителя 51-й гимназии «за правдой» направились в городской отдел образования и департамент труда и социальной защиты. Проведенные проверки, действительно, выявили нарушения, допущенные директором. Наша редакция посылала официальный запрос в названный департамент с целью выяснить, какое административное наказание было наложено на руководителя 51-й гимназии. Начальник департамента дал ответ, что разглашать подобную информацию не имеет права.
Корреспонденту «АТ» удалось встретиться и с самим автором технологии «БиС», Федором Вассерманом. Который в ходе беседы заявил следующее:
- Мы не можем никого заставить работать по технологии «БиС». Мы сейчас подводим школы к международным стандартам. Аудиторы могут подойти к каждому учителю и проверить. Если хоть один учитель укажет, что работает он по принуждению, то школа просто не получит сертификат международного стандарта. Наша технология также предусматривает, что в эксперименте должны участвовать не менее 63% учителей школы. Если учителя не захотят этим заниматься, и 63% набрано не будет, то школа будет снята с эксперимента.
Несмотря на все выявленные нарушения, невзирая на заверения, как автора методики, так и руководителей ГорОО, в 2010-2011 учебном году методику в актюбинских школах внедрять продолжили. На сегодняшний день ее используют уже в 20 учебных заведениях нашей области.
На протяжении всех этих месяцев нас удивляло безразличие родителей учеников, над которыми ставятся опыты. Не смолчала лишь родительница восьмиклассника 26-й школы, Ольга Цыганова. Она и сообщила нам о том, что решение о вступлении СШ №26 в эксперимент было принято без согласия большинства родителей. Эту информацию мы проверили. Директор предоставила нам протокол общешкольного родительского собрания, состоявшегося 17 сентября. Как выяснилось, присутствовали на нем родители 132 учеников, притом, что в самой школе обучается гораздо большее количество – 1319 детей. Из посетивших собрание свое согласие на вступление в эксперимент дали лишь 114 человек. То есть, права 1205 детей, безусловно, нарушены. Рассказала родительница 26-й школы и о других фактах, не вызывающих ничего кроме негодования:
- Дети говорят, что разминки проводят учащиеся старших классов. Я против того, чтобы их проводил человек, не имеющий педагогического образования. Это - первое. Второе – несовершеннолетний ребенок не имеет права обучать других людей. Более того разминки проводятся во время перемен, из-за чего дети лишаются права на отдых.
Что собой представляют эти разминки, нашей газете поведали сами ученики. Вот ответ 11-классника:
- Разминки - глупые, однообразные. Во время «счета» десять минут стоишь и слушаешь тренера и свой орущий цифры класс. Это, прямо-таки, зомбирование! Пользы от этой разминки никакой, вообще. А вот благодаря словарному запасу, мы с соседом по парте вспомнили все литературные (и не только) ругательства русского языка. За что нам потом объявили выговор, после которого мы договорились писать слова только из четырех букв.
Учителя же, запуганные администраторами, заставляют детей работать по Вассерману из-под палки.
- Стала свидетелем этого, придя к ребенку в школу, - рассказывает Ольга Александровна. - Завуч проводила на уроке географии проверку словарного запаса по системе Вассермана. Выяснилось, что в классе этим занимались лишь 6 человек. Что, естественно, прогневало завуча. Она стала орать на детей, и заставила писать заново. То есть, урок географии был практически сорван, причем самим учителем.
Директор СШ №26, подтвердила, что все указанные родительницей факты имели место быть, но каких-либо нарушений в этом начальница не увидела.
Тем не менее, благодаря вмешательству редакции газеты «АТ», и, прежде всего, самой Ольги Цыгановой, класс, где обучается ее сын, был полностью снят с эксперимента.
В остальных же школах ситуация наоборот осложнилась. Судите сами. В этом учебном году, как заверяют школьные учителя, технологию Вассермана стали применять в большей степени для решения воспитательных задач. Шутки – в сторону! В одной из школ, - заявляют ученики и родители, - классный руководитель попросила детей придумать наказание для опаздывающих и слабоуспевающих одноклассников. По сути, задавая такие вопросы детям, учитель организовывает классный самосуд. Психика у детей не стабильная, случаи суицидов - часты. А именно к этому и могут привести действия, к которым призывает учитель, не принимающий во внимание атмосферу, в которой воспитывается ребенок, не учитывающий его психологическое состояние, не имеющий понятия о том, как ученик себы чувствует в данный момент в физиологическом плане.
Более того, педагоги и учащиеся рассказывают, что в школах, работающих по Вассерману, функционирует отлаженная, «узаконенная» система доносов. Для детей придуманы специальные должности – технолог и координатор. Основная цель которых - докладывать школьной администрации о том, кто из учителей ведет занятия по технологии «БиС», а кто – нет. Причем детей заставляют оценивать работу педагога, для чего созданы специальные бланки. Где это видано, чтобы учителя обсуждали своих коллег с учениками? Это что, новый педагогический принцип такой? Приходится детям «стучать» (иначе не назовешь) и на одноклассников. Те, кто методику не признает, а таких много – сразу «сливаются» ответственным завучам. А они, в свою очередь, докладывают директору. Затем, естественно, следуют репрессии. Замечательный механизм! Мы всё пытаемся выстроить гражданское общество, а Вассерман предлагает штамповать «сексотов». О сталинских временах, видимо, вспомнили.
Федор Вассерман в личной беседе с корреспондентом «АТ» уверял, что в школах, где применяется его методика, «с поборами и вымогательствами покончено, причем без вмешательства взрослых, дети же не перечат учителям и не дерутся между собой». И вот вам факт, опровергающий эту расписанную идиллию. 22 декабря в СШ №3, второй год работающей по Вассерману, раздались выстрелы. Одной из пуль, выпущенных 10-тиклассником из травматического пистолета, в глаз был ранен ученик девятого класса…
В письме, присланном в нашу редакцию родителями учащихся 51-й гимназии, приведены новые факты - новые последствия внедрения методики Ф. Вассермана. Обращаюсь к родителям учащихся 51-й гимназии. В письме вы требуете прекращения эксперимента, проводимого над НАШИМИ детьми, прекращения «издевательств». Вы просите о помощи и требуете наказать виновных. При этом вы не указываете в обращении собственные имена и фамилии. Возникает вопрос: не отказываетесь ли вы, таким образом, от борьбы за права собственных детей, не пытаетесь ли вы переложить собственную ответственность на посторонние плечи? Не забываете ли вы о том, что будущее нашего общества, зависит лишь от нас самих? Ведь отвечать за все – придется НАМ, и только - НАМ! И бороться за собственные права – тоже.