Международные и казахстанские эксперты обсудили законопроект о массмедиа и представили свои рекомендации.
Пресса – основа демократии
Встречу с целью конструктивного диалога организовал общественный фонд «Правовой медиацентр» при поддержке Internews Kazakhstan, Офиса программ ОБСЕ в Астане и Управления верховного комиссара ООН по правам человека.
Постоянный координатор ООН в Казахстане Микаэла Фриберг-Стори напомнила, что в этом году отмечается 75-й юбилей Всеобщей декларации прав человека. За время существования этот документ повысил свой потенциал, и его основополагающие принципы должны использоваться везде. Тем более в контексте обмена информацией, так как пресса – это основа демократии.
– Права человека – фундаментальный аспект нашей деятельности. В Казахстане принимается много новых законов, это естественный процесс, и красной нитью в них должны проходить права человека. Законопроект о массмедиа дает возможность Казахстану адаптировать лучшие мировые практики, – подчеркнула Микаэла Фриберг-Стори.
– Последние годы мы уделяем огромное внимание тому, как можем помочь Казахстану в контексте происходящих положительных изменений через призму законопроектов и других инициатив, – сказал в свою очередь глава Офиса программ ОБСЕ в Астане Фолькер Фробарт. – К законопроекту о массмедиа приковано огромное внимание, поэтому полезно услышать международный опыт, экспертное мнение, важно вовлекать в обсуждение представителей гражданского общества.
О важности свободы медиа для демократии говорила по видеоконференции из Вены старший советник представителя ОБСЕ по вопросам свободы слова Антонина Черевко.
– Настоящая демократия – это по большей части процесс. Процесс таких обсуждений, когда все стороны готовы слушать друг друга, – это уже большая часть успеха, – отметила она.
По ее словам, медиа играют особую роль в демократическом обществе и требуют той базы, которая способствовала бы исполнению этой роли. Медиа дают информацию, которая нужна, чтобы каждый день делать осознанный, хорошо проинформированный выбор. Медиа обеспечивают, чтобы демократическая власть была прозрачной и подотчетной.
– Первая задача любого медиарегулирования – создание среды, которая дала бы возможность журналистам качественно, профессионально, беспрепятственно, без страха и опасений делать свою работу. Вторая цель – обеспечение защиты легитимных публичных интересов, но без цензуры. Здесь мы говорим об обеспечении плюрализма мнений. В хорошей медиасреде должен быть независимый медиарегулятор. Ее регулирование должно осуществляться органом, независимым политически, финансово и с точки зрения того, как принимаются решения. Это проблематично, когда медиарегулятор является частью Правительства, – обозначила болевые точки Антонина Черевко.
Дискуссия в разгаре
Предысторию вопроса коротко описала руководитель ОФ «Правовой медиацентр» Диана Окремова. Год назад Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу заявил, что необходимо пересмотреть закон о СМИ с учетом интересов государства, запросов общества и тенденций развития медиасферы. В мае была создана рабочая группа при Министерстве информации и общественного развития, куда вошли журналисты и медиаэксперты.
– Спустя полгода мы увидели текст законопроекта, но, к сожалению, нам показалось, что это не новый закон, а комбинация двух старых – «О СМИ» и «О телерадиовещании». Мы подготовили предложения, работали в группах, но недавно текст законопроекта был утвержден на межведомственной комиссии, и он содержит ряд норм, которых до этого мы не видели.
Мы всячески пытаемся привлечь внимание общественности к этому вопросу, поскольку считаем, что закон о массмедиа – один из ключевых документов, который не только обеспечивает качественную работу журналистов, но и влияет на доступ к информации, противодействие коррупции, участие граждан в управлении государством и в целом подтверждает готовность Казахстана выполнять свои обязательства в области прав человека, – отметила Диана Окремова.
Коллегу поддержала руководитель юридической службы «Медиа Қолдау» Гульмира Биржанова. Ее также удивил появившийся недавно на сайте «Открытые НПА» и одобренный МВК законопроект, так как некоторые нормы, которые обсуждались рабочей группой, исчезли, а некоторые, наоборот, появились.
– Мы должны больше заботиться о нашей информационной безопасности. И призываем МИОР в этот век лжепропаганды и информационных войн видеть журналистов союзниками, а для этого обеспечивать их права и профессиональную подготовку, – подчеркнула она.
Есть в законопроекте и позитивные моменты: за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов будет предусмотрена ответственность, также планируется сократить сроки ответа чиновников на запросы журналистов до 3–5 дней. Отражены многие другие актуальные моменты.
Но самое главное в том, что дискуссия продолжается, идет поиск консенсуса, а это уже само по себе говорит о многом.
Прививка от фейков
Рекомендации по защите, безопасности и расширению прав и возможностей журналистов и других работников СМИ, основанные на европейском опыте, предоставил председатель Союза журналистов Литвы Дайнюс Радзявичус. Но вначале он подчеркнул важность самой дискуссии, поскольку все другие демократические инструменты не смогут работать без свободы слова и свободы СМИ.
– Согласно международным стандартам, если люди не могут свободно обмениваться мнениями, то все другие столпы принципиально не существуют. Закон о СМИ – это всегда уровень конституционного закона, во многих странах он принимается после обсуждения всеми группами общества, потому что он касается всех, – заявил спикер.
В ЕС считают, что основной целью госорганов должно быть создание условий, обеспечивающих высокое качество СМИ, защиту их разнообразия и гарантию абсолютной независимости журналистов. Обязательства Европейского союза уважать свободу и плюрализм средств массовой информации и поддерживать свободу выражения мнений, которая включает право получать и распространять информацию без вмешательства со стороны государственных органов, закреплены в статье 11 Хартии основных прав ЕС.
– И здесь ничего не сказано о борьбе с фейками, потому что это и есть прививка от того, что может вредить обществу. Если в момент ЧП тут же не включается в работу качественная журналистика, опаздывает или ей не позволяют, то появляются фейки. И чем больше ждет профессиональная журналистика, тем больше лжи и сплетен просачивается к людям. В Евросоюзе хорошо понимают, что нужно поддерживать, именно поддерживать, эти два понятия – свобода СМИ и плюрализм, потому что угроз очень много, – сказал Дайнюс Радзявичус.
Рекомендаций по защите и безопасности журналистов в ЕС больше пятидесяти. Например, они касаются защиты журналистов от злоупотребления необоснованным судебным преследованием. Как считает литовский журналист, нужно создавать реальные механизмы, помогающие представителям СМИ, когда их преследуют за критику.
Он также говорил о стандартах доступа к официальным документам, процедуры не должны быть обременительными, а решения национальных судов по делам о доступе к информации должны исполняться быстро.
В завершение Дайнюс Радзявичус еще раз напомнил, что любой медиазакон – это визитная карточка страны, и принимать его нужно только в тесном сотрудничестве с общественностью, медиасообществом и специалистами в области международного права.
Национальный специалист по вопросам коммуникации и информации Бюро ЮНЕСКО в Алматы Сергей Карпов привел ряд рекомендаций. В частности, важно чтобы в законопроекте был соблюден баланс между защитой государственных интересов и обеспечением независимости СМИ для развития свободной и динамичной прессы.
Может и должен быть скорректирован
В Министерстве информации и общественного развития все предложения и рекомендации будут рассмотрены. Как сказал директор департамента государственной политики в области СМИ МИОР РК Жасулан Умиралиев, это была хорошая возможность послушать международных экспертов.
– Мы все больше понимаем, что смотрим в одну сторону. Просто в каких-то моментах не можем найти общий знаменатель, но направление, однозначно, единое, – подчеркнул он.
Как сообщил Жасулан Умиралиев, ведется работа, чтобы вернуть в законопроект нормы о сроке исковой давности по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации и о декриминализации статьи 158 УК РК.
Представитель МИОР подчеркнул, что законопроект был разработан на основе встреч с журналистами и направлен на то, чтобы усилить их профессиональный статус и роль в обществе. Он позволит развивать отраслевую журналистику, внедрить грантовую систему финансирования, где все будет прозрачно и транспарентно, а в основе будет лежать принцип дебюрократизации, чтобы СМИ могли больше уделять внимания творческой составляющей.
Пресс-карта, как считают в МИОР, позволит обеспечить журналистов дополнительными привилегиями и льготами. Она предлагается как надбавочный инструмент, то есть ни в коем случае не должна быть рычагом для отнятия у кого-то этой профессии. Ее наличие или отсутствие никак не повлияет на профессиональную деятельность журналиста, заверил Жасулан Умиралиев.
В рамках законопроекта закреплены права журналиста, правила аккредитации, доступа к информации. Предполагается активное участие института саморегулирования.
– В отрасли СМИ немаловажным является экономический рынок, который мог бы сам себя стимулировать и развивать. Поэтому мы вышли с несколькими предложениями – это субсидии периодическим печатным изданиям, по опыту, в частности, Франции. Хотим стимулировать, потому что после пандемии есть, к сожалению, кейсы, когда газеты вынуждены закрываться. Помимо этого, мы хотим помочь им с налоговыми преференциями. Предлагаются субсидии по медиазамерам, субсидии отечественным телерадиооператорам, – проинформировал директор департамента.
В настоящий момент законопроект вывешен на портале «Открытые НПА», где идет обсуждение. После он должен будет пройти экспертизы: правовую, экономическую, антикоррупционную, лингвистическую и другие. Далее его направят через МИД на оценку международным организациям и на согласование с другими государственными органами, которые укажут на возможные ошибки. Затем пакет документов отправится в Правительство, где также будет проведена экспертиза, и уже потом начнется обсуждение в рабочих группах Мажилиса.
– Это конструктивный диалог, мы можем доработать документ. На то он и законопроект, что может и должен быть скорректирован, – резюмировал представитель МИОР.
Источник: Kazpravda.kz