ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ: «НЕТ» СЕКРЕТНОСТИ!
24 September, 2020 - 11:17
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ: «НЕТ» СЕКРЕТНОСТИ!
Автор: Администратор
1250
 
Друзья, мы собираем подписи под открытым письмом о ситуации с информацией "для служебного пользования" президенту, парламенту, государственным органам. Подписывайтесь! 
 
Право на доступ к информации является одним из важнейших факторов прозрачного, подотчетного и эффективного правительства, борьбы с коррупцией, вовлечения гражданского общества в дела управления государством. Свободное получение и распространение информации закреплено в Конституции РК, в законе о Доступе к информации, в различных международных документах.
Согласно закону о Доступе к информации, к информации ограниченного доступа относятся
1) государственные секреты,
2) тайны,
3) информация с пометкой ДСП (для служебного пользования).
 
Последняя категория, а именно процедуры и порядок отнесения информации к ДСП, вызывает в последнее время большое количество вопросов как у журналистов, так и у гражданского общества.
С момента введения карантина гражданское общество столкнулось с тем, что государственные органы без видимых причин все чаще относят информацию к категории ДСП. При этом, как показывает практика, оспорить действия чиновников, невозможно, поскольку на соответствующих приказах также стоит гриф ДСП. Так, была засекречена информации о расходовании двух млрд тенге на борьбу с пандемией; о том, какие СМИ получают деньги по линии государственного информационного заказа; о том, каков размер зарплаты депутатов мажилиса парламента.
Подобные случаи серьезно ограничивают право граждан на получение информации, создают коррупционные риски и никак не способствуют прозрачности и подотчетности государства.
В Казахстане порядок отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней регламентирован не на уровне закона, а – делегирован Правительству РК.  Такой способ юридической техники применен как в действующем Законе РК «Об административных процедурах», так и в Административном процедурно-процессуальном кодексе РК, который вступает в действие с 1 июля 2021 года.
 
1.              Пункт 7 «Правил отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней»:
1.1.          наделяет руководителя государственного органа правом установить режим «ДСП» документам, делам и изданиям, содержащим служебную информацию;
1.2.           устанавливает, что данная процедура проводится исполнителем и лицом, подписавшим документ, т.е. должностным лицам государственного органа предоставляются широкие регулирующие полномочия в данном вопросе;
1.3.          регламентирует критерии разработки перечня сведений для служебного пользования, некоторые из которых в процессе своего толкования и применения содержат риски коррупции и злоупотребления со стороны должностных лиц.
2.              Отсылочная норма Закона РК «Об административных процедурах» о том, что Правительство устанавливает Правила отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней, привело к ситуации наделения правом отнесения сведений к информации «ДСП» должностных лиц, ответственных к обеспечению права на свободный доступ к информации, которые используют предоставленные им полномочия в ущерб праву на свободный доступ к информации либо ограничивают это право.
 
В этой связи настоятельно предлагаем:
 
1)              Исключить из Административного процедурно-процессуального кодекса РК норму, позволяющую возможность засекречивания информации о расходовании бюджетных средств и субъектах, их получивших;
 
2)              Включить в сферу применения закона «О доступе к информации» регулирование сведений с ограниченным доступом;
 
3)              При регламентировании процедуры отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней исключить нормы, создающие конфликт интересов, риски коррупции и злоупотреблений:
- когда руководитель государственного органа устанавливает режим «ДСП» документам, делам и изданиям, содержащим служебную информацию;
- когда данная процедура проводится исполнителем и лицом, подписавшим документ, т.е. должностным лицам государственного органа которому предоставлены широкие регулирующие полномочия в данном вопросе;
- когда критерии разработки перечня сведений для служебного пользования содержат возможность широкого толкования и применения со стороны должностных лиц.
 
4)              Регламентировать в Административном процедурно-процессуальном кодексе РК (вступает в действие 1.07.2021 г.) процедуру отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней, т.е. закрепить данный порядок на уровне законодательного акта.
 
Мы уверены, что процедуры отнесения информации к ДСП требуют незамедлительного реформирования, особенно в период пандемии, когда гражданам необходим своевременный и оперативный доступ к информации!